Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, принципах свободы выбора и конкуренции, в которых роль государства ограничена. Рыночная экономика гарантирует свободу выбора потребителя на рынке товаров и услуг. Основной движущей силой экономики является личный интерес, с точки зрения потребителей, который должен максимизировать полезность, а с точки зрения поставщиков - максимизировать прибыль. Конкуренция основана на свободе выбора. Рынок характеризуется как форма взаимоотношений между хозяйствующими субъектами (продавцами и покупателями).
Экономические связи могут быть двух видов: натурального и товарного, которые основаны на обмене, свободной покупке и продаже товаров и услуг. Переход от командно-административной к рыночной экономике во многих странах сопровождается серьезными структурными изменениями и кризисными явлениями. Экономика развитых стран сегодня является рыночной, либо максимально приближенной к ней. Эта модель экономической системы наиболее эффективна с точки зрения решения основных проблем в области экономики. Из-за исторических и культурных особенностей рыночная экономика в каждой отдельной стране наделена своими собственными характеристиками, однако есть общие черты, присущие каждому из них. Создание и развитие рыночной экономики - довольно долгий процесс, в результате которого эта экономическая модель приобретает наиболее эффективные формы.
По-видимому, рыночная экономика будет продолжать доминировать в большинстве развитых стран в течение длительного времени, в связи с чем актуальна проблема изучения ее особенностей.
Цель исследования. Изучение современной рыночной экономики и ее основных особенностей.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие рынка и условия его возникновения;
определить сущность и основные функции рынка; охарактеризовать основные черты рыночной экономики: конкуренцию, рыночный механизм и рыночное ценообразование, а также частную собственность.
Объектом работы является рыночная экономика.
Предмет работы - основные особенности рыночной экономики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Рынок и его характеристика
1.1 Понятие рынка и условия его возникновения
Прежде всего хотелось сказать о том, что рынок выступает в качестве наиболее важного достижения человеческой цивилизации. При этом в процессе развития товарных отношений понятие «рынок» в некоторой степени трансформировалось.
В общей сложности период существования рынка насчитывает более 30 тысяч лет. С учетом человеческого опыта развития человечества можно говорить о том, что рыночный механизм прежде всего является детищем цивилизации, которое можно сравнить с открытиями огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т. п. Если сравнивать данное открытие с иными научными и техническими открытиями, можно говорить о том, что рынок является творением коллективного человеческого гения.
Некоторые ученые пытались в понятие рынка также добавить понятие ценообразования. В частности, Маршалл высказывал мысль о том, что рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену. Спустя некоторое время в понятие рынка были добавлены отношения которые возникают между покупателями и продавцами и от отношения спроса и предложения. Это обстоятельство стало причиной появления таких определений, как:
• рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;
• рынок - это система отношений между спросом и предложением;
• рынок - это совокупность отношений товарного обмена;
• рынок - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.
Хотелось также отметить что существует различное понимание рынка: узкое и широкое.
Если рассматривать в узком понимании, то речь в данной ситуации идет системе отношений, которые складываются между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом. Существует точка зрения согласно которой узкое понимание рынка есть нечто «вульгарное, базарное». Хотелось по этому поводу сказать, что довольно сложно отрицать наличие миллионов сделок, которые заключаются между продавцами и покупателями и при этом совершаются ежедневно и ежечасно на нашей планете. Эти отношения действительно существуют и по этой причине нельзя отрицать наличие данного определения.
При этом нельзя говорить о понятии рынка с точки зрения только вышеописанного определения. Ведь, как известно, рынок занимает наиболее важное место в сфере общественного производства, а значит должен включать в свой состав микро- и макроуровни, производство, распределение, обмен и потребление. По этой причине важное значение имеет как узкое, так и широкое понимание рынка. Что касается широко понимания то в данной ситуации речь идет о том, что рынок выступает в качестве механизма движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Данное определение позволяет включить в себя и определение рынка в узком смысле слова, хотя при этом к нему не сводится. При определении сущности рынка нет необходимости приравнивать данное понятие к его содержанию.
В качестве сущностных характеристик рынка выступают:
• предусмотрен свободный вход на рынок и также выход из него;
• рынок позволяет перемещать материальные, финансовые и людские ресурсы;
• рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя рассматривать понятие рынка без учета товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок;
• рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы.
• рынок предполагает свободу договоров и сделок.
• Несмотря на свою стихийность, рынок подчиняется определенным законам;
• рынок предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности;
• рынок предполагает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия;
• рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;
• рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность;
• рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством;
При этом необходимо отметить, что рыночный механизм нельзя назвать безупречным. Здесь можно указать как достоинства, так и недостатки.
В качестве важного аспекта при разрешении данной проблемы выступает вопрос, который касается причин и условий возникновения рынка. Если рассматривать данный вопрос в рамках современной экономической литературы, то можно отметить, что здесь в первую очередь учитываются факторы, в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка. В данной ситуации речь идет о:
• потребностях людей, которые по своему характеру безграничны;
• ограниченности всех ресурсов производства;
• общественное разделение труда, которое способствует повышению эффективности производства и создает материальную основу для товарного обмена;
• экономическая обособленность товаропроизводителей в формате собственности - первоначально общинной, затем частной;
• самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя.
Хотелось также отметить, что рынок включает не только отношение по купле-продаже, но и социально-экономические отношения, а также организационно-экономические отношения, что позволяет рассматривать рынок в функционирующей экономическую подсистему.
Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. В данной ситуации возможно описать вышеуказанную систему схематично:
1. Государство, как подсистема хозяйствования.
2. Натуральное хозяйство как подсистема.
3. Рынок как самостоятельная подсистема хозяйствования.
Что касается сути рыночных отношений, то в данной ситуации речь идет о возмещении затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и возможности получения прибыли, а также стремлении удовлетворить спрос покупателей с учетом свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.
Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под обшей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 6-е изд., стереотип. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. 448 с. [электронный ресурс] URL: http://uchebnik.biz/book/362-makroyekonomika/2-annotaciya.html
2. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2008. – 208 с. [электронный ресурс] URL: http://www.setbook.ru/books/100345.html
3. Бомол У.ДЖ., Блайндер А.С. Принципы и политика// Учебник для студентов ВУЗАИздательство: Юнити-Дана, 2012 г.
4. Душенькина Е. А. Экономическая теория: конспект лекций. [электронный ресурс] URL: http://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/ ekonomika/165796/fulltext.htm
5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник /Б.М. Генкин. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2010. – 416 с.
6. Кара-Мурза С.Г. «Потерянный разум». [электронный ресурс] URL: http://9e-maya.org/index.php?topic=3357.0;all
7. Курс экономической теории: учебник / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007. – С.407. [электронный ресурс] URL: http://baguzin.ru/wp/?p=4776
8. Попов А. Экономическая тория. Учебник для вузов. [электронный ресурс] URL: http://fanread.ru/book/1006028/?page=39
9. Ромашов О. В. Социология труда: Учеб. пособие / О. В.Ромашов. – М.: Гардарики, 2009. – 456 с.
10. Рощин С.Ю., Экономика труда: экономическая теория труда: учебное пособие/С.Ю. Рощин. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 244 с.
11. Совокупный спрос и совокупное предложение. [электронный ресурс] URL: http://www.market-pages.ru/makroec/36.html
12. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо. – 2008. – С.257. [электронный ресурс] URL: http://www.bookvoed.ru/book?id=3905394
13. Фролова Т.А. Микроэкономика: конспект лекций. – Таганрог: ТРТУ, 2006. [электронный ресурс] URL: http://www.aup.ru/books/m174/6_1.htm
14. Фролова Т.А. Экономическая теория: конспект лекций. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. [электронный ресурс] URL: http://www.aup.ru/books/m202/7_1.htm
15. Экономическая теория. Конспект лекций. Васильева Е.В., Макеева Т.В. М.: 2009. — 192 с.
16. Яковлева А.С. Ценообразование. [электронный ресурс] URL: http://www.libok.net/writer/11443/kniga/46142/yakoreva_a_s/tsenoobrazovanie/read